Газовое давление на ЕС: почему Европа недополучает голубое топливо

Россия качает газ в ЕС по пяти потокам, из которых полностью работают только два. В Берлине уже говорят о проблемах в правящей коалиции из-за осеннего газово...

На фоне энергетического кризиса в Германии все чаще поднимается тема необходимости запуска «Северного потока – 2» (СП-2), газопровода, который к февралю 2022-го уже был достроен и проходил сертификацию. Однако после начала войны в Украине проект ценой 9,5 млрд евро был заморожен. Кроме него, в ЕС из России ведут еще пять главных газовых «артерий», которые в силу разных причин не работают на полную мощность. Мы рассказываем, как и откуда Европа получает газ, а также каковы шансы правительства Германии удержать ситуацию под контролем следующей зимой.

«Дружба» без газа

Россия снабжает страны ЕС топливом через пять основных газопроводов:

– «Северный поток» (через Германию по дну Балтийского моря);

– «Турецкий поток» и «Голубой поток» (через Турцию – на Балканские страны);

– «Союз» и «Дружба» (через Украину – в Словакию, оттуда в Венгрию, Австрию и дальше);

– «Ямал – Европа» (через Беларусь и отчасти Украину – в Польшу и Словакию).

До обострения отношений с Киевом наибольшие объемы топлива прокачивали именно через Украину, возможности ее системы – почти 180 млрд кубометров в год. Но поставки через нее неуклонно снижаются: если в 2001 году в ЕС по ней прокачали 124,4 млрд кубометров газа, то в 2020 году – уже 55,8 млрд, а год назад – всего 41,6 млрд, то есть сейчас качают в три раза меньше, чем на пике возможностей. И сегодня поставки тут идут на минимально допустимом контрактами уровне – порядка 41,5 млн кубометров в сутки.

«Северный поток», начавший работу в 2011 году, способен поставлять до 62 млрд кубометров в год. Но с июня поставки там сокращаются, и к нынешнему моменту они равны примерно 20% от максимальной мощности.

«Ямал – Европа», по которому газ перекачивался через Польшу в район Бранденбурга, не функционирует вовсе из-за расторжения соглашения между Варшавой и Москвой о транзите после начала войны в Украине.

Турецкие газопроводы работают без перебоев. Правда, «Турецкий поток» в середине июня простаивал около недели – якобы нуждался в ремонте. Его мощность относительно невелика – 31,5 млрд кубометров в год двумя нитками, и сейчас он загружается наиболее эффективно. Также через Турцию идет «Голубой поток» с мощностью около 16 млрд кубометров газа в год, и он тоже загружен. «Реджеп Эрдоган желает совершать реверс газа, продавая его в страны ЕС, зарабатывая на разнице цен – ведь он покупает топливо по долгосрочным контрактам, а на спотовом рынке в Европе цены превысили 2 тыс. долларов за тысячу кубометров, – говорит украинский политолог-международник Максим Яли. – Это может стать одним из наиболее важных достижений Эрдогана в его недавних переговорах с Путиным».

Почему мелеют потоки

Важно, что поставки газа в Европу продолжают сокращаться. По трубопроводу «Северный поток – 1» (СП-1) с июня они упали до объема примерно в 20% от максимальной мощности. Официальная причина – технические проблемы с турбинами компании Siemens. У минимум двух завершился срок службы, а еще одна проходила техобслуживание в Канаде и сейчас ожидает отправки в РФ в Германии. Причем правительство Канады в июле вернуло турбину, буквально под давлением со стороны немецких коллег (это оборудование попадает под санкции, и для него Оттаве пришлось сделать исключение). Вопрос политически чувствителен – если СП-1 не заработает, в зимний период ФРГ войдет со сниженными запасами (сегодня ее хранилища, по данным главы Федерального сетевого агентства Клауса Мюллера, заполнены на 69%). И формально РФ готова принять турбину. «Нам говорят, что скоро мы получим эту машину из Канады, но официальных документов у „Газпрома“ пока нет», – сказал российский президент Владимир Путин, пребывая с визитом в Тегеране. По его словам, из пяти турбин в данный момент работают всего две, и то – в сутки они способны перекачивать 60 млн кубометров газа. «Если еще одна придет, то будут работать две. Если нет, то только одна, и это будет (перекачка) лишь 30 млн кубометров в сутки», – уточнил Путин.

Представители компании Siemens Energy уверяют, что все готово к транспортировке. Однако принимать ее отказывается российский «Газпром», объясняя, что ему не предоставили требуемые документы. В свою очередь, РФ не предоставляет документы о повреждении других турбин (как минимум – одной) для этой же компании, чтобы ее специалисты занялись ремонтом.

Россия могла бы прокачивать больше газа через Украину. Но по состоянию на 9 августа транзит через ее систему согласован на уровне 42,1 млн кубометров в сутки, как сообщается на сайте “Оператора ГТС Украины”. При этом Киев использует только одну компрессорную станцию из двух, через которые газ может в теории заходить в ее систему: станция «Новопсков» расположена на территории Луганской области, сегодня неподконтрольной правительству страны. Но даже при этом ежедневная прокачка могла бы составлять 77,2 млн кубометров в сутки.

Давление России или на Россию

Позицию украинской стороны выражает Сергей Макогон, гендиректор «Оператора ГТС Украины»: «Газпром» не использует даже те мощности, которые он уже забронировал и оплатил. Сейчас они используют около 40% от того, что бронировали через Украину, – говорит Макогон, напоминая, что «Газпром» также самовольно перекрыл транзит через газопровод «Ямал» (расторжение контракта с Польшей) и снизил поставки через СП-1. – Я считаю, что сейчас «Газпром» использует любую возможность, чтобы снизить объемы поставок газа в ЕС, нагнетать панику на европейском газовом рынке, дабы цена максимально росла. Мы понимаем, что такая цена на газ оказывает очень большое давление на политиков в Евросоюзе".

Россия симметрично заявляет, что она совсем не против поставок – более того, это сами ЕС и Украина, обвиняя «Газпром», не дают поставлять топливо. «Это спланированная провокация… Нас обвиняют, что мы не хотим поставлять, а причины этого замалчиваются, – говорит российский экономист Андрей Суздальцев. – Первая причина – они украли нашу турбину Siemens, то есть не дают нам физической возможности для поставок. Вторая – то, что делает Украина, закрывая один из двух входов газа РФ на украинскую систему – якобы российскому газу вредит российская армия». Кроме того, эксперт снова намекает на “кражу” газа Украиной. Он ссылается на украинского политика, бывшего спикера парламента Дмитрия Разумкова, который в авторской колонке для одного из изданий написал о необходимости «конфискации излишков российского газа по закону и их закачке в украинские хранилища».

До сих пор война в Украине не мешала транзиту газа (в отличие от тех же зерновых поставок). Следовательно, можно предположить, что речь идет о политике. Ведь такая игра в целом ведет к дефициту газа в системе – и тут есть несколько версий. Первая популярна в ЕС и США и заключается в использовании газа в качестве рычага воздействия на Евросоюз и его единство. «Россия хочет спровоцировать энергетический кризис в Европе, – говорит Янис Клюге из Немецкого фонда науки и политики (SWP). – Но той альтернативной реальности, в которой мы одновременно помогаем Украине противостоять вторжению России и где РФ продолжает поставлять нам газ, – не существует».

Вторая – технологически политическая, и озвучивают ее в России: Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, уверял журналистов в том, что у проблемы «нет двойного дна», политика тут ни при чем, «а наши германские визави прекрасно знают все технологические циклы обслуживания газопровода». «Мы получаем ситуацию, когда Европа сама втягивается в газовый кризис в преддверии зимы, но обвинять в этом все равно будут Россию, – говорит российский эксперт Суздальцев. – Они перекрывают газ технически – а виноваты все равно мы. Это некрасивая политика».

Непростые решения

Но какой бы ни была причина, она не отменяет неуверенности в Берлине по поводу поставок газа. В Германии, где 40% газа закупают в России, уже поднимают тему возобновления проекта СП-2. Первым начать переговоры по его запуску призвал Клаус Эрнст, глава комитета Бундестага по энергетике и защите климата. Он назвал «лицемерием» приостановку сертификации проекта на фоне наращивания США поставок нефти из России. В конце июля по СП-2 высказались мэры семи городов немецкого острова Рюген (Берген, Засниц, Зеллин и др.), обратившись с письмом к федеральному правительству Германии: «Мы считаем, что путь расставания с источниками энергии в России неверен», – отметили мэры в коллективном обращении. Наконец, «тяжелой артиллерией» стало заявление бывшего канцлера, и одного из первых лиц партии СДПГ Герхарда Шредера в интервью Stern и RTL/NTV. Он заявил о необходимости ввода в эксплуатацию СП-2, чтобы исключить появление «узких мест» в энергетике страны. «Это – самое простое решение», – уточнил Шредер, недавно имевший встречу с Владимиром Путиным. При этом, как подчеркнул Песков, именно Шредер поднял тему возможности использования СП-2 в кризисной ситуации. И это пробуждает большую дискуссию внутри немецких элит. Handelsblatt пишет, что несмотря на то что «Светофорная коалиция» (в Бундестаге) остановила сертификацию, «если зимой Германия попадет в серьезный кризис, главные политики в СДПГ потребуют: „Откройте трубу“. И пока позиция Берлина неизменна: официальный представитель кабмина ФРГ Штеффен Хебештрайт заявляет, что Олаф Шольц (также член СДПГ) исключил вероятность запуска „Северного потока – 2“ даже в случае сложной ситуации в предстоящие месяцы.

Но такой ли однозначной будет позиция Германии в момент обострения кризиса? В недавнем интервью Zeit Михаэль Кречмер, консервативный лидер Саксонии, заявил, что обрушение грозит всей экономической системе. „Если не проявим осторожность, то Германия может столкнуться с деиндустриализацией, – сказал он. – Если выяснится, что сейчас мы не можем отказаться от российского газа, то это печальный, но факт, и нужно действовать соответственно“. Эксперты убеждены: подобные голоса будут звучать все чаще. „Путину удалось добиться достаточно серьезных тактических успехов, в частности, в немецкой элите наблюдается настоящая паника. Но это пройдет, надо это перетерпеть“, – говорит оппозиционный российский политолог Станислав Белковский.

Помогут ли Катар и США?

Интересно, откуда еще ЕС в целом и Германия в частности могут нарастить поставки газа. Это Норвегия, снабжающая север Европы (Дания, Германия, Нидерланды, Британия, Франция); Алжир и Тунис, откуда топливо поступает в Италию и Испанию; Ливия, которая поставляет газ Италии, и Азербайджан, поставляющий газ по „Турецкому потоку“ странам Балтии. Их объемы поставок пока не могут быть существенно увеличены. Вторая альтернатива – строительство станций по приему сжиженного газа. По этому пути пошли балтийские страны: в ту же Литву газ поступает с Ближнего Востока и из США по новенькому плавучему терминалу, построенному в Клайпеде (при этом объемов газа, что приходит в одном танкере, небольшой стране вполне хватает на неделю). По некоторым оценкам, США вскоре будут поставлять Европе сжиженного газа больше, чем Россия по трубопроводу, что, с одной стороны, несет стране большую прибыль (и может быть одной из причин активизации санкционного давления на РФ), с другой – дает Европе возможность диверсифицировать поставки. Летом Германия начала строительство сразу пяти станций по приемке сжиженного природного газа. Две из них, к примеру, строят в Лубмине, куда подходит немецкая часть СП-2 (и где есть инфраструктура для транспортировки топлива). Еще две строят в Вильгельмсхафене и Брунсбюттеле на Северном море. Еще одну построят в 2023 году в Штаде. Каждый сможет принять до 5 млн кубометров газа в год. „Так можно будет заменить лишь часть российского газа в краткосрочной перспективе, но не весь газ, – говорит Хайко Ломан, немецкий газовый аналитик. – Это снизит зависимость от одного поставщика. Поставщиком же будут США, у которых очень гибкие условия контрактов, и Катар. Третий поставщик – это Россия, ее сжиженный газ пока также не попал под санкции“.

09:22
26

красный зелёный голубой